Сверкающий Арес и другие воины

Сверкающий Арес и другие воины

Сверкающий Арес и другие вояки.

Сверкающий Арес и другие вояки.

Арес — греч., Марс — рим. Бог войны, отпрыск 3евса и Геры, отец Фоба (Фобоса), Дейма (Деймоса) (Ужаса и Кошмара) и Гармонии. Гомеровский эпос ведает об участии Ареса в Троянской войне на стороне троянцев. В битвах был ранен Диомедом и потерпел поражение в столкновении с Афиной. Существует миф о любовной связи Ареса с Афродитой (Венерой). Один из барельефов Летнего дворца посвящен «Марсу, покидающему ложе Венеры». В «Одиссее» описывается, как супруг Афродиты, Гефест, изловил ее и Ареса во время свидания в хитро расставленные сети. Некие легенды считают Ареса родоначальником амазонок, также папой ряда героев. Арес — олицетворение лютой воинственности. В Греции культ Ареса был не много всераспространен, и источники практически не именуют мест его почитания.

В Риме же Ареса отождествили с италийским богом Марсом. Корень mar (ср. . — сверкаю, marmor — сияние) указывает, что Марс — бог света и солнца, тут близкий по значению к Аполлону. На их обоюдную близость показывает одинаковость их символических значений и атрибутов. Сначало Марс у римлян, возможно, был богом весны, на что указывают празднички его, выпадавшие на весну и в особенности на месяц март, нареченный его именованием. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами окружающей природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен биться с демонами зимы и с самого же рождения собственного вооружается на борьбу. Благодаря этому культ Марса, до этого связанный с земледелием, впоследствии слияния с культом Ареса, заполучил чисто военный нрав. Марс стал считаться папой знаменитых основоположников Рима — Ромула и Рема. Вместе с Юпитером Марс в последствии становится одним из важных и более почитаемых богов Рима. Все еще дышало счастьем победы, все еще было много чувством высокого подъема патриотизма… Много раз, еще пионером, когда я хаживал во Дворец пионеров, помещавшийся в Аничковом дворце, сейчас переименованный во Дворец творчества молодых, останавливался я перед скульптурами воинов и вглядывался в их лица. 1-ое открытие, поразившее меня в детстве: скульптуры не все бронзовые — две гипсовые! Какие? Угадайте сами! Ну да это так, техно подробность. А вот 2-ое открытие: 5 воинов, непременно, российские богатыри, в стилизованных российских доспехах.

Марсу было посвящено находившееся в Риме место военных смотров — Марсово поле. 1-ый месяц римского года, когда происходили основные празднества в честь Марса, был посвящен этому богу (март). В его честь названа одна из планет — Марс, его свечение припоминает цвет крови. Священными животными Марса числились волк и дятел. В древнем искусстве Арес изображался в форме юного сильного мужчины, нередко в боевом шлеме. Более известна скульптура Лисиппа, копии с которой дошли до нашего времени. В Эрмитаже располагается римский бюст Ареса в боевом шлеме, гребень которого поддерживает сфинкс (может быть, копия скульптуры работы Поликлета). Огромное поле в Петербурге, служившее ранее местом парадов, с XIX веке получило заглавие Марсова («Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей…» (А. С. Пушкин. «Медный всадник»)).

Сверкающий Арес и другие воины

Поближе всего к древней традиции статуя Марса у бывшей казармы Кавалергардского полка, Фурштатская ул., 41–43 (1800–1806 гг., арх. Л. Руска), долго здесь помещался Военно-строительный институт.

Вояки у подножия арки Головного штаба — тоже Марсы. Но, настолько возлюбленные в военной столице, не существовали в совсем постоянном виде, даже в сравнимо маленьким период господства классицизма.

Статуи, украшающие триумфальные Нарвские ворота, строго говоря, тоже Марсы, правда, они здорово поменялись по сопоставлению с древним каноном. Нарядные в изобретение варваров-скифов — брюки, они украсились усами и бородами, гривастые греческие шлемы перевоплотился в российские, и вообщем, хоть традиция и атрибутика статуй древная, а лица-то российские.

И уж совершенно неописуемое предположение! 6 статуй воинов декорируют павильоны Аничкова дворца[79]. Возникновение их тут совершенно не случаем. Только-только отшумела «гроза 12 года», в 1815 году завершился зарубежный поход, окончившийся взятием Парижа. Культом Марса в Риме ведала коллегия жрецов — салиев. Главной святыней бога числился типо упавший с неба щит Марса (анкил) специфичной формы — вырезанный с обеих сторон. Во время праздничка Марсалии устраивали торжественную процессию со щитами. К военным атрибутам бога, не считая щитов, относятся копья (hastae). Но 6-ой! Самый юный, совершенно парень — я не веровал своим глазам… — татарин! У него и доспехи несут черты восточной работы, и соответствующий разрез глаз, и юные усики… Татарин!

Если это так, то С. С. Пименов против правды не погрешил! Казанские татары и сыновья других поволжских народов шли на защиту Рф, и не только лишь в суровое время Наполеоновских войн. Рекрутские наборы распространялись на их в равной мере, как и на российское население. В Российскую Императорскую регулярную армию не призывались по рекрутскому набору мусульмане Кавказа и Средней Азии, но добровольно они служили даже в гвардии, а ещё, и в постоянных войсках. Первыми «русскими», которые вошли в поверженный Париж были башкиры на верблюдах!

Я не стану гласить, кто из воинов в павильонах Аничкова дворца, по моему воззрению, татарин либо башкир. Сходите, поглядите сами. Присмотритесь внимательнее, а соглашаться со мною либо нет — ваше право! На мой-то взор, вот таковой стоит в нише павильона российский татарин — Марс! И в этом тоже величие Рф, которую большевики обзывали «тюрьмой народов».

0 Comments
Share

admin