Славянские поверья о деревьях

Славянские поверья о деревьях

Славянские поверья о деревьях.

Наши дальние праотцы с благоговением относились к лесу, на который смотрели не по другому, как на живое существо. Рядом с лесами строили селения, в их располагали капища, населяли их благожелательной (и не очень) нежитью. Лес кормил, давал кров и убежище. Не случаем эмблемой, объединяющим Правь, Явь и Навь стало конкретно дерево: корешки, ведущие из подземного мира, давали ствол — действительность, в какой живем вместе с вами, и ветки, крону — жилище богов.

Благодаря этому дерево стали считать лестницей, по которой можно путешествовать по мирам. У многих славянских народов сохранились поверья, согласно которым в дерево переселяется душа погибшего человека. Вероятнее всего, они появились уже впоследствии крещения Руси, потому что в большинстве есть ссылки или на Библию, или на христианские кладбища. Вобщем, это тоже частичка нашей истории. Согласно этим легендам, скрипучее дерево становилось обиталищем неспокойной души; отсюда же берет собственный исток запрет на сбор хоть какого сырья с кладбищ. На могиле сажалось дерево, в каком душа могла отыскать покой. Вот поэтому воспрещалось разламывать ветки и рвать плоды с кладбищенских деревьев. Очень приятный пример приведен в "Божественной комедии": сам о том не подозревая, Данте воплотил на бумаге отголоски славянских поверий: в его Аду, на 5-ом круге, держат души самоубийц, которые томятся в виде деревьев. Если у такового дерева отломить ветку либо сорвать листок — течет кровь, и слышны стенания и плач.

Жизнь тоже неразрывно связана с деревом. Не только лишь славяне, да и почти все другие народы считали, что при рождении малыша необходимо сажать у у себя дома дерево. Его подбирали особо: для мальчишек "мужские" (дуб, клен, ясень), для девченок "дамские" (береза, липа). Есть даже особенный гороскоп на этот случай, рассчитанный друидами: по положению Солнца дважды в год (зимнее и летнее солнцестояние, вешнее и осеннее равноденствие) они определяли судьбу и нрав человека. Каждый символ их гороскопа имел два периода: к примеру, люди, родившиеся с 23 декабря по 1 января, либо с 25 июня по 4 июля, относились к знаку Яблони. Есть там и знаки Пихты, Вяза, Сосны, Липы и другие. Если вы в последнее время собрались высадить рядом с домом дерево в честь рождения малыша, то до этого ознакомьтесь с его качествами: существует категория деревьев-вампиров, которые не принесут полезности, а только заберут вашу актуальную силу. Умереть дерево тоже должно "по-человечески" — собственной гибелью.

Славянские поверья о деревьях

Не меньше, чем с человеком, дерево неразрывно связано с богами и духами. О том, что не рекомендуется под деревом скрываться во время грозы, мне гласила еще моя прабабушка. Она не имела в виду возможность пожара от молнии — в ее деревне верили, что в грозу нечисть скрывается от божьего гнева в деревьях, выбирая сиротливо стоящие стволы. Соответственно, не считая нечисти, можно было получить к тому же от божества, которое ненароком промахнется и заместо злостного духа метнет молнию в человечишко. Кстати, это поверье пошло конкретно от славян: Перун молниями гонял чертей (либо в кого он там целился — не сочтите за кощунство, просто вражин у бога хватало), а позже его образ нахально сплагиатили христиане, заместив Перуна Ильей-пророком.

В ряду почитаемых особо выделялись старенькые деревья с большенными дуплами, стоящие раздельно от других. К ним обращались за исцелением: страждущий привязывал к ветке, прятал в дупле либо корнях маленькой подарок; числилось, что такая "жертва" позволяла человеку напитаться древесной актуальной силой и ускоряла нормализация при заболевания. К тем же деревьям шли справлять свадебные ритуалы и другие принципиальные ритуалы: божий трибунал проводился у их корней, а крона была безгласным очевидцем клятв и праздничных обещаний. Впоследствии крещения почитание деревьев преобразилось, но сущность практически не поменялась: около старенького дуба сейчас не давали клятв, но зато исповедовались ему в случае отсутствия исповедника в округах. Вырубка старенькых огромных деревьев вроде дубов либо вязов была строго запрещена: славяне верили, что если срубить царь-древо, то не миновать неудачи — таковой проступок сулил мор, засуху, голод либо войну.

Понятно, что избы славяне ставили из дерева. Но далековато не весь лес можно было рубить для этой цели. К запрещенным относили последующие: старенькые стволы, пережившие не одно поколение; гиганты, которых миновали молнии и ураганы; юные деревца; кривые, особенно сросшиеся деревья, либо стволы с аномально большенными дуплами; сухостой (тут выслеживается древесная "личина погибели": не рекомендуется было заносить домой "погибшее" дерево); некие народы не рубили деревья в зимнее время; то, что посажено человеком, хранит его память — такие насаждения тоже были защищены от перспективы перевоплощения в сруб. Есть и соответственная примета: если поваленное дерево свалилось на север, то быть неудаче. Разной категорией стоят "буйные" деревья, растущие на перекрестках дорог. Они числятся окаянными, а белорусы именуют их "стояросовыми". Их не рекомендуется рубить: дело, в каком планируется пользоваться ствол, не будет удачным. К окаянным причисляли все деревья, питающиеся энергетикой человека, а именно осину и ель. А когда выбраны деревья, скажем, на постройку нового у себя дома, то с ними следовало побеседовать. Дереву разъясняли, для какой цели его берут, и просили духа выйти. Дерево считается "дамским", его не рекомендуется сажать рядом с домом, в каком много парней — можно навлечь неудачу. Роль колющихся кустарников — гонять всякого рода нечисть. Это уже в христианских поверьях растения с колючками были приписаны дьяволу — дескать, люди будут за их цепляться и браниться. А до крещения Руси их применяли как идол, и для различного рода приворотов.

В дубовых рощах устраивали капища и божьи суды. Конкретно дуб считается прототипом Мирового Древа, возрастающего через три мира сходу с самого момента Творения. Береза — женское дерево с двойственной трактовкой. С одной стороны, березу почитали как защитницу от злых сил, ставили в доме и раскладывали на чердаках ее ветки, вязали веники для бани. Девушки мылись березовым соком, а беременным и роженицам береза была сильным оберегом. В то же время в нее нередко лупили молнии, место, на котором росла береза, притягивало нечисть, а в одиноких кривых деревьях селились неспокойные души. Лещина — универсальный кустарник, плоды которого употреблялись в еду (в особенности при обрядах и ритуалах), а из веток плели корзины. В дни памяти усопших орешки рассыпали по полу — приманивали таким макаром духов покойных родственников. В лещину не лупила молния, потому из нее делали защитные идолы и для людей, и для у себя дома. Бузина, ель, осина, клен — деревья, несущие нехорошую нагрузку. Считается, что в их любит селиться нечисть, потому их не применяли в строительстве, но удачно применяли в качестве оберегов от злых сил. Согласно легенде, клен — обращенный в дерево человек; его древесную породу не применяли на растопку и изготовка гробов. Ель и в наши дни употребляется для сотворения кладбищенских венков — ее "похоронный" смысл протянулся через века. Тащить ствол к месту строительства тоже необходимо было осторожно: повредив молодую поросль, можно было навлечь на себя смертельную вереницу неудач. И неотклонимым оканчивающим обрядом была баня: какой бы великодушной ни являлась конечная цель вырубки, а все таки это убийство живого существа, и грех смывали жарким паром.Особо выделялись у славян последующие деревья: Дуб — священное дерево Перуна, поистине мужская порода, воплощение силы, мужества и мудрости. Не напрасно же терновник связан с Полелем — венок на голове юноши сплетен конкретно из этого растения, испещренного цветами. Это очень ориентировочная черта. Не сомневаюсь, что праотцы практически по всякому растению имели свою «базу знаний». Буду признательна, если поделитесь в комментах известными для вас поверьями касаемо "древесных" воспримет.

0 Comments
Share

admin