Амулеты и обереги древнерусских времен

Амулеты и обереги древнерусских времен

Идолы времен Старой Руси.

Еще одним доказательством того, что идолы носились в связках, стала интересная находка, изготовленная в районе городка Торжка Тверской области.

На бронзовой проволоке были подвешены два животных клыка и два бронзовых идола: зооморфное существо, тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка.

С определенной толикой убежденности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, потому что три из их символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, фуррор на охоте.

Комплекс довольно точно можно датировать 2-ой половиной 11 – первой половиной 12 в. Защитой от свирепого зверька были и бронзовые клыки, так именуемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были обнаружены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такового идола 10–12 вв.

Идол, значащий солнце, чистоту и гигиену, – медный гребешок, увенчанный 2-мя конскими головками, смотрящими в различные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее городка Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они свойственны для 11 – первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества – задачка оберегов-ключей 11–12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были обнаружены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из часто встречающихся оберегов 11–12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был орудием Перуна, и украшающий идолы циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Тут опять-таки можно следить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также впрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с земельной мистикой. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие идолы были обнаружены в Велижском районе Смоленской области (№ 8), на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Обширно всераспространены литые довески, представляющие из себя два круга с равноконечным крестом под ними. Обилие их очень велико. Довеска с схожими лицевой и обратной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и достаточно гладкой обратной стороной – в Ярославской области (№ 13), с кругами в форме завитков и достаточно гладкой обратной стороной – в Рязанской области (№ 15).

В отысканной в Курской области довеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), ощущается воздействие северян. Если рассматривать семантику таких довесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в их можно узреть землю (крест) меж 2-ух положений солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется довеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14).

На лицевой стороне снутри креста и в круге располагается углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого заканчивается 2-мя волютовидными завитками. На обратной стороне снутри креста и в круге – углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.

Две более важные в историческом плане находки – трапециевидные довески 10–11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), – не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). На много более поздние стилизации рюриковических знаков видятся в 2-ух схожих монетовидных довесках, отысканных в Брянской области (№ 20, 21).

Обращаясь к теме Рюриковичей, не рекомендуется не отметить воздействие, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, а именно, служит ряд довесок из коллекции «Домонгола». Более броской остается отысканная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная довеска (№ 22).

Поле довески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край – три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся 5 полусфер. Композицию дополняет людская личина. К несчастью, верхнее крепление было утрачено еще в древности и поболее позже самодельное ушко очень попортило воспоминание от композиции.

Амулеты и обереги древнерусских времен

Схожая довеска может быть датирована 10–11 вв. Есть и еще несколько монетовидных довесок предположительно скандинавского происхождения, отысканных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

Интересно, что композиция из волютовидных завитков была обширно популярна в славянской среде 11 – середины 12 в. Довески с узором из восьми волют во наружном круге и 3-х волют во внутреннем были обнаружены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях.

Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из неверной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в форме четырехчастной композиции из неверной зерни (№ 40).Особо нужно выделить круглую прорезную довеску 12–13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Столичной области.

Довольно увлекательной остается выполненная из медного сплава монетовидная довеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и 5 опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Невзирая на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать 2-ой половиной 12 – первой половиной 13 в.

К особенному типу довесок относятся лунницы. Более ранешней остается отысканная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в форме месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, увенчанные по концам и посреди 3-мя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10–11 вв.

К другому типу лунниц – узкогорлых либо круторогих – относится интересная находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и 2-мя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12–13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено 2-мя треугольниками по бокам и 3-мя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит земельный нрав.

Раздельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная неверной зернью (№ 37). Ее предположительная дата – 12–13 вв.

Подмосковная интересная находка – отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в форме круглых ложбинок (7 в высшей части и 1-го в нижней) – датируется 13 в. (№ 38). Может быть, орнамент символизирует семь положений светила деньком (по числу дней недели) и одно – ночкой.Не рекомендуется снова не вспомнить о довеске, получившей в среде поисковиков заглавие «рыська», хотя археологи именуют ее «коньком». Отысканный в Среднем Поочье таковой бронзовый зверь, разумеется, сравнимо поздний и может быть датирован 12–13 вв., потому что на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка отвратительного свойства (№ 50). Сложнее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную довеску, изображающую не очень понятное существо, может быть, птицу (№ 51). По времени бытования схожих изделий ее можно датировать 2-ой половиной 10 – началом 12 в.

При этом, если две 1-ые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее располагается композиция из точек. Схожая довеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Этим же периодом датируется монетовидная довеска с узором из большой неверной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из 5 ромбов (№ 41).

Возможно, подобные довески олицетворяют собой всеохватывающее солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в на много более облегченном композиционном варианте несет медная довеска с Украины (№ 42).

Амулеты и обереги древнерусских времен

Говоря о верованиях славян 11–13 вв., не рекомендуется обойти вниманием довески с изображением птиц, животных, зооморфных созданий. В почти всех из их выслеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная довеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой довески (две птицы) имеет аналогии лишь на колтах (№ 44). Приблизительно их можно датировать 12–13 вв.

Зато сюжет бронзовой довески, отысканной под Брянском, отлично известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен ритуал «туриц». Центр довески занимает рельефное изображение головы быка с верно профилированными рогами, ушами и большенными круглыми очами. На лбу – треугольный символ, опускающийся углом книзу.

Голова быка помещена в ободок из неверной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь дамских фигурок. Данная довеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и свойственна для земель радимичей в 11–13 вв. Но расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты прямо до Нерли, потому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

Может быть, радимичами же был занесен взятый от балтов культ змеи. Ее виду с незапамятных времен придавалось волшебное значение. Две отысканные во Владимирской области бронзовые довески, возможно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной остается композиция из 2-ух змей, отысканная в Ярославской области (№ 49).

Но реальным шедевром остается ее серебряная с позолотой ровесница с Украины!Нижние ветки ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в земельной семантике монумента (№ 39).Бесспорный энтузиазм представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были всераспространены в 12–13 вв. Одной из разновидностей их остается брянская интересная находка.

Нужно направить повышенное внимание на огромную роль курицы либо петушка в волшебных ритуалах славян, с чем связано много довесок 12 – первой половины 13 в. в форме этих птиц. Умиляет отысканная рядом пара этих птиц: тонкий одноглавый прорезной медный петух (№ 52) с узором из неверной скани, петлей на спинке и 4-мя петлями для довесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53).

Любопытно, что снизу к курочкам и петухам часто подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем очевидно выслеживается воздействие финно-угорской традиции. Оконтуренный неверной сканью тонкий двуглавый прорезной петух из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для довесок имеет утраты – не сохранились 2-ая голова и петля на спинке (№ 54).

Невзирая на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные довески можно разыскать в Вебе. Место находки – Клинский район Столичной области. Практически нет размещенных аналогий и у 2-ух близко к реальности выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Какой-то из них найден в Ивановской области (№ 55), другой – в северо-западных районах Рф (№ 56).

Вместе с плоскими встречаются и полые довески «семейства куриных». Они все сделаны в 11–12 вв., но, невзирая на общую схожесть, фактически каждый экземпляр индивидуален. Увлекателен бронзовый полый петух с туловом, орнаментированным округленными вмятинами и валиком по нижнему краю, увенчанной гребешком головкой и 2-мя петлями вдоль тулова (№ 57).

Еще проще смотрятся отысканные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петухи с гладким туловом, головкой с гребнем и 2-мя петлями вдоль тулова.

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные довески, в виде которых видны черты жеребца, чей культ был всераспространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой – из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордашкой и ушками в форме 2-ух колечек, расположенных вдоль оси тулова.

Нижняя частичка тулова орнаментирована извилистой линией, заключенной меж 2-ух ободков. Хвост в форме 2-ух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления довесок.

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. 1-ая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордашку (№ 62). Грива передана плоской полосой. Нижняя частичка тулова орнаментирована извилистой линией меж 2-ух ободков, понизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления довесок. 2-ая – двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордашкой и ушками в форме 2-ух колечек поперек оси тулова. Нижняя частичка тулова орнаментирована извилистой линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и очередное под хвостом для крепления довесок.

Таким макаром, за сравнимо маленький срок удалось собрать и обрисовать много памятников космогонических и волшебных представлений старых славян, при этом некие из их своеобразны. Надеюсь, что знакомство с материалами веб-сайта вызовет энтузиазм не только лишь у поисковиков, археологов, краеведов и историков, да и у всех, кому увлекательны и дороги быт, культура и верования наших протцов.

0 Comments
Share

admin